просто линия
 

просто линия
Предыдущая Следующая

Су 30 советский/российский многоцелевой истребитель

Су 30 советский/российский многоцелевой истребитель
Описание:

Су-30 (по кодификации НАТО — Flanker-C) — советский/российский многоцелевой истребитель с экипажем 2 человека. Представляет собой модернизированную версию Су-27УБ. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе, дальнего патрулирования, сопровождения самолётов дальней авиации, радиолокационного наблюдения, наведения и управления, а также может использоваться как учебно-боевой самолёт.

В отличие от Су-27УБ, Су-30 способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей. На Су-30 применялись системы дозаправки топливом в полёте, навигационные системы, был расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была усовершенствована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением, была значительно повышена боевая эффективность самолёта.
Сокращение парка самолётов истребительной авиации и повышение требований к ним, большая протяжённость воздушных границ и небольшое число имеющихся на севере России аэродромов, а также нехватка воздушных командных пунктов и самолётов дальнего радиолокационного обнаружения заставили конструкторов ОКБ Сухого заняться проектированием нового специализированного перехватчика на базе учебно-боевого самолёта Су-27УБ.

Опыт эксплуатации одноместных машин показал, что в современном воздушном бою слишком высоки нагрузки на лётчика, вызванные необходимостью маневрирования и одновременного управления комплексом вооружения. Эта проблема была в полной мере применима и к Су-27. который, к тому же. обладая внушительными запасами топлива и. соответственно, большой продолжительностью полёта, был способен изрядно "измотать" пилота ещё до момента выполнения боевого задания.

Кроме того, современные возможности бортовых электронных комплексов столь обширны, что одному лётчику в маневренном бою физически трудно реализовать их в полной мере. Для его разгрузки требовался второй член экипажа, кабина которого имела бы дублирующие рычаги управления. Присутствие второго пилота давало возможность экипажу при длительном нахождении в воздухе действовать более рационально и эффективно. Первый лётчик мог управлять самолётом и вооружением и вести ближний бой, а второй - решать задачи дальнего боя и вести наблюдение за воздушной обстановкой, а также руководить групповыми боевыми действиями (т.е. выполнять функции воздушного командного пункта). Для этого вторую кабину требовалось оснастить индикатором тактической обстановки и другими приборами. Наличие второго члена экипажа (летчика-оператора) должно было способствовать улучшению боевых возможностей машины и психологических факторов, влияющих на экипаж в длительном полете При этом весьма насущной становилась необходимость установления на истребителе системы дозаправки топливом в воздухе

Работы по созданию двухместной боевой машины, обладающей этими возможностями, начались в ОКБ Сухого в середине 80-х годов Руководителем темы был назначен И В Емельянов, ныне Главный конструктор ОКБ Базовой машиной для разработки нового проекта стал Су-27УБ, имевший двухместную кабину экипажа, большой внутренний запас топлива и десять точек подвески вооружения Непосредственным прототипом для разработки нового варианта истребителя-перехватчика послужил опытный самолет-лаборатория Т-10У-2, оснащенный системой дозаправки топливом в воздухе Дальние перелеты, осуществленные на этой машине в 1987-1988 годах убедили конструкторов в возможности улучшения боевых качеств серийного перехватчика Су-27П Для отработки новой концепции летом-осенью 1988 года на ИАПО, выпускавшем серийные Су-27УБ, силами сотрудников Иркутского филиала ОКБ Сухого (под руководством В Макрицкого) и местных специалистов были доработаны два учебно-боевых самолета иркутской постройки, получившие в ОКБ шифры Т-10ПУ-5 и Т-10ПУ-6, а на заводе - изделие "10-4ПУ" Машины оснастили системой дозаправки в воздухе, новой системой навигации, модернизированными системами дистанционного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ) Оба самолета были окрашены в стандартный голубой цвет, причем первая из них имела синий бортовой номер "05". а вторая - синий "06".

Для выполнения ряда производственных операций по постройке новой модификации истребителя-перехватчика требовалось спроектировать и изготовить специальный инструмент Не менее трудным было размещение новых видов систем и оборудования в прежней "оболочке" серийного планера С этой задачей коллектив иркутских авиастроителей справился за полгода.

Уже осенью 1988 года на ИАПО приступили к испытаниям первого из этих образцов Прототипы новых машин облетывали летчики-испытатели ИАПО - Г Е Буланов, В Б Максименков, С В Макаров и Н Н Иванов Дальнейшие работы проводились в ЛИИ им М М Громова По аэродинамической компоновке новый перехватчик практически ничем не отличался от своего предшественника Су-27УБ, благодаря чему он унаследовал практически все его летно-тактические характеристики и высокую надежность в эксплуатации По результатам летных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развертывании их серийного производства на ИАПО под обозначением Су-30.

Подготовка серийного производства поставила ряд серьезных проблем перед специалистами объединения Работы возглавили заместитель главного инженера по конструкции Ю П Фаберовский, главный технолог А А Образцов и начальник серийно-конструкторского отдела (СКО) В А Гудков Непосредственное общее руководство осуществлял главный инженер (будущий генеральный директор и президент ИАПО) А И Федоров Вылет первого серийного экземпляра Су-30 (серийный ╧ 01-01, заводской ╧ 79371010101) состоялся 14 апреля 1992 года (летчики-испытатели Г Е Буланов и В М Максименков) Большой вклад в испытания нового изделия внесли военный летчик-испытатель 1-го класса полковник В Подгорный (впоследствии удостоенный звания "Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации"), и летчики Л Г Смелый и А В Матушин.

Ценой больших усилий инженерных служб ИАПО, в особенности технологов агрегатно-сборочных и монтажно-испытательных цехов, а также конструкторов СКО был создан уникальный самолет В отличие от одноместных Су-27П серийный Су-30 предназначался для:

  * завоевания господства в воздухе,
  * дальнего патрулирования и сопровождения самолетов стратегической авиации,
  * радиолокационного дозора, наведения и управления,
  * обучения летного состава.

Су-30 мог решать все учебные и боевые задачи Су-27УБ и при этом был наделен дополнительными возможностями по:

  * выполнению боевых действий, связанных с очень большими дальностью и продолжительностью полета,
  * более эффективному управлению группой истребителей

Расширение диапазона способностей на Су-30 обеспечивалось установкой следующих новых систем

  * системы дозаправки топливом в полете,
  * радиосистемы дальней навигации
  * расширенного состава аппаратуры управления групповыми действиями,
  * усовершенствованной системы жизнеобеспечения.

Су-30 в полной мере сохранил пилотажные качества своих предшественников - одноместного боевого и двухместного учебно-боевого истребителей (он также способен выполнять динамическое торможение - "кобру Пугачева"), а за счет установки новых видов ракет и системы управления вооружением значительно увеличил боевую эффективность Внутренний запас топлива (9400 кг) обеспечил дальность полета в 3600 км, а при дозаправке топливом в воздухе продолжительность полета на "тридцатке" зависела только от физиологических возможностей экипажа (после консультаций с учеными-медиками время пребывания самолета в воздухе ограничили 10 часами) Для обеспечения пилотам комфортных условий на перехватчике установили некоторые дополнительные устройства сервиса.

Однако в связи с экономическими трудностями и распадом СССР серийное производство Су-30 велось очень медленно Самолеты выпускались в небольшом количестве и поступали в части авиации ПВО России.


Модификации

  * Су-30МК (модернизированный, коммерческий) — двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок на экспорт. Первоначально создавался для ВВС России, но экономический кризис заставил Министерство обороны РФ отказаться от закупок самолётов этого типа
  * Су-30МКА (модернизированный, коммерческий, алжирский) — версия Су-30МК для Алжира.
  * Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H) — версия Су-30МК для Индии.
  * Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G) — версия Су-30МК для Китая.
  * Су-30МК2 — усовершенствованная версия Су-30МК.
  * Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малазийский) — версия Су-30МК для Малайзии. Основана на версии Су-30МКИ.
  * Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, венесуэльский) — версия Су-30МК2 для Венесуэлы.

На экспортных модификациях Су-30 широко применяется оборудование иностранного производства — бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.

Вооружение

  * Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
  * Точки подвески: 12
  * Боевая нагрузка: 8000 кг
  * Подвесные вооружения:

  * 6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;
  * Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
  * Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
  * Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.

Эксплуатанты Су-30

  * Россия Россия — 5 самолётов. Были построены в 1994—1996 годах. Также до 2011 года заказаны 4 Су-30М2.
  * Алжир Алжир — до 2010 года поставлено 28 самолётов Су-30МКА.

  Первые два самолёта поставлены заказчику в декабре 2007 года, в 2008 году поставки продолжатся. Контракт был подписан в феврале 2006 года, парафинирован в марте 2006 года. По состоянию на июнь 2008 года поставлено 8 самолётов (четыре — в 2007 году, по два самолёта — в марте и июне 2008 года[9]). В июле 2010, во время проведения авиафорума "Фарнборо-2010", появилась информация о заключении контракта с Алжиром на поставку еще 16 Су-30МКА до 2012 года,доведя общее число самолетов до 44.

  * Венесуэла Венесуэла — поставлены 24 самолёта Су-30МК2.

  Решение о покупке самолётов было принято после того, как пара Су-30 совершила беспосадочный полёт из России до Венесуэлы и обратно (с множественными дозаправками в воздухе и единственной посадкой в России). Первые два самолёта были поставлены в декабре 2006 года, 8 самолётов было поставлено в течение 2007 года, 14 поставлены в конце июля — начале августа 2008 года. На данный момент все 24 истребителя поступили в распоряжение ВВС Венесуэлы.

  * Вьетнам Вьетнам — в 2004 году Вьетнам купил 4 самолёта Су-30МКК. В январе 2009 года был заключён ещё один контракт на поставку 12 самолётов Су-30МК2. В феврале 2010 года было объявлено, что Вьетнам приобретает еще 12 истребителей Су-30МК2, доведя парк этих самолётов до 28. В июле 2010 года, во время проведения авиафорума "Фарнборо-2010", появилась информация о заключении контракта с Вьетнмом на поставку еще 20 Су-30МК2 до 2012 года, доведя общее количество истребителей до 48.
  * Индия Индия

  После долгих переговоров Индия заказала 50 самолётов Су-30МКИ, оснащённых новыми двигателями АЛ-31ФП и улучшенной авионикой. Также Индия получила лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года, на 2009 год 98 СУ-30МКИ.на 2010 год  В 2007 году были переданы 18 истребителей Су-30МКИ взамен поставленных в 1997—1999 годах Су-30К. Поставка одних самолётов взамен других связана с невозможностью модернизации Су-30К до уровня Су-30МКИ. В 2008 году должна начаться реализация программы лицензионной сборки партии из 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 млрд долларов. Из этой партии 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облётанными, 15 — собранными полностью, но не облётанными, а остальные 5 будут поставлены «по второй фазе».

  * Индонезия Индонезия — поставлены 2 Су-30МК и 3 Су-30МК2. Истребители Су-30 ВВС Индонезии дислоцированы на авиабазе Хасануддин.
  * Китайская Народная Республика Китай — 73 Су-30МКК,24 Су-30МК2 на 2010 год
  * Малайзия Малайзия — 12 Су-30МКМ.на 2010 год

  Су-30 одержал победу в тендере на поставку самолётов ВВС Малайзии, победив в том числе и американский F-18. Контракт на поставку 18 истребителей на общую сумму 900 млн долларов США был подписан 5 августа 2003 года. На начало июня 2009 года поставлены 12 истребителей Су-30МКМ. Частью договора также было то, что Россия организует полёт малазийского космонавта на МКС.

  * Уганда Уганда — заказано 6 Су-30МК2

 

Дата: 26.08.2010 12:20
Просмотров: 5518
Оценка:
(Голосов: 1)
Размеры: 1024 x 768
Размер файла: 139,06 КБ
Автор: admin
Автор Комментарии
Гость

BBCode отключен.

Проверочный код


Строчка капитализма -
просто линия


Опрос на сайте про СССР
Можно ли было избежать распада СССР при проведении реформ 90-х?

USSR звезда для меню Пресс-релизы

Пресс-релиз